На ВДНХ обсудили цифровизацию транспортного комплекса и развитие беспилотных технологий
Организаторы мероприятия и тематического дня «Транспортная мобильность» – Минтранс России и Минпромторг России.
Спикеры рассказали о цифровизации и технологическом лидерстве как основе развития транспортной отрасли и экономики страны, цифровых инструментах для развития городского и общественного транспорта, цифровой инфраструктуре для достижения технологического суверенитета в транспортной отрасли, развитии беспилотных технологий на транспорте.
Кроме того, участники мероприятия обсудили технологическое развитие транспортной отрасли в рамках реализации новых национальных проектов в течение ближайших шести лет.
Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, открывая сессию, отметила главные цифровые проекты последних лет: «На мой взгляд, это государственная система электронных перевозочных документов, которая станет базисом для создания больших национальных платформ. И второй проект – это беспилотный транспорт во всех средах: автомобильной, водной, авиационной. Это наше будущее».
Заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал о новых транспортных цифровых технологиях, без которых сейчас уже сложно представить себе жизнь. «Развитие транспорта и логистики невозможно без цифровых технологий. Это уже очевидно. Думаю, никто уже не покупает билеты, не ездит в кассу вокзала, не покупает за наличные, не берет бумажные квитки, чтобы положить в карман, не оплачивает наличными проезд в городском транспорте, не передает кондуктору деньги. Мы даже продукты домой заказываем через курьера, в магазин не ходим. Машины люди перестали покупать, потому что есть каршеринг, а впереди еще и «беспилотие». Оно развивается на всех видах транспорта», – заявил он.
Дмитрий Баканов особо отметил вклад ряда российских компаний в развитие беспилотных пассажирских перевозок. Более 30 млн километров проехали беспилотные такси по «Иннополису», Москве, «Сириусу». Водителя уже пересадили с основного места на пассажирское, в перспективе его вовсе не будет в салоне. «Менее года назад были запущены грузовые беспилотники, это был особый вызов, транспортное средство – отечественное, иностранные вендоры отказались работать с нами. Начинали с трех «КАМАЗов», сейчас их уже пятнадцать. Работают два оператора. Ждём остальных участников», – добавил замминистра.
Кроме того, он рассказал о системной работе по развитию и интеграции в единое воздушное пространство беспилотных авиационных систем, что ускорит их внедрение в различные сектора экономики. На сегодняшний день к учету принято около 100 тыс. единиц. За последний год выполнено более 175 тыс. полетных заданий.
Этим летом на Московском центральном кольце (МЦК) появятся беспилотные «Ласточки». Машинист будет только следить за работой системы управления. Следующий шаг в 2026 году – запуск поезда без человека в кабине. Удаленно машинист-оператор сможет контролировать работу сразу двух беспилотных «Ласточек», а в перспективе и четырех.
Что касается водного транспорта, то в декабре 2023 года на линии Усть-Луга – Балтийск запущено движение двух морских автономных судов: «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский».
В продолжение темы Дмитрий Баканов рассказал об отечественных программных разработках. «Мы бы не были полноценным регулятором, если бы в 2022 году в условиях беспрецедентного санкционного давления не предоставили основным игрокам отрасли возможность перейти на отечественное программное обеспечение. Первой ласточкой стал переход на отечественные системы бронирования авиабилетов. На сегодняшний день оформлено около 150 млн билетов. Второй проект в этой сфере – Авиационная сервисная платформа, которая позволяет передавать телеграфные авиасообщения. Решение использует 56 аэропортов, 12 российских и 13 иностранных перевозчиков. С момента ее запуска обработано более 70 млн сообщений», – подчеркнул замминистра.
Среди удачных отечественных технологий он также упомянул системы управления перевозками, на которые переходит железная дорога: АСУ «Экспресс» позволяет покупать билеты, ЭТРАН дает возможность обмениваться электронными перевозочными документами.
С конца 2022 года работает «Портал субсидированных перевозок», который позволяет в онлайн-режиме оформлять льготные и субсидированные билеты льготным категориям пассажиров: молодежи, инвалидам и сопровождающим, многодетным родителям, участникам Специальной военной операции и их семьям. С использованием ПСП было продано уже почти 1,5 млн льготных авиабилетов. Технологию планируется расширить на все виды транспорта.
С 1 марта 2023 года появилась возможность в электронном виде оформить путевой лист (ЭПЛ), без которого автобус или такси не может выйти в рейс. Использовать ЭПЛ можно с другим цифровым сервисом – дистанционным предрейсовым контролем водителя. В сентябре 2023 года начала работу ФГИС «Такси». Впервые за 20 лет произошел кардинальный пересмотр правового регулирования этой сферы автоперевозок. Запущено 12 государственных услуг, самыми массовыми из них являются выдача, приостановка и продление лицензий. Подано и обработано более 75,5 тыс. заявлений.
В финале своего выступления Дмитрий Баканов рассказал о планах на ближайшие 2 года и глобальных проектах. Первый проект – это создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы – «ГосЛог» (государственная логистика). Ее задача – убрать с рынка бумажные документы, что позволит осуществлять сквозную прослеживаемость при, мультимодальной перевозке всех грузов.
Второй проект – пассажирская платформа. 70% населения пользуется общественным транспортом, платформа будет помогать регулировать эту сферу. Она будет состоять из четырех систем: контроля состояния горэлектротранспорта, управления льготными перевозками, Федеральной навигационно-информационной системы онлайн-мониторинга движения и прибытия транспорта, контроля пассажирских межрегиональных перевозок и их легальности.
И третий проект – цифровизация транспортно-экономического баланса, который будет являться механизмом отбора и приоритизации инфраструктурных проектов, а также формирования единой опорной транспортной сети. В цифровую платформу будут загружаться данные, и она на выходе покажет, насколько улучшится та или иная ситуация при появлении дополнительной инфраструктуры.
В свою очередь, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Виктория Эркенова сообщила о том, что сети автодорог госкомпании оборудованы интеллектуальными транспортными системами (ИТС) для обеспечения безопасного, быстрого, комфортного проезда. Ключевая ценность автоматизированной системы управления дорожным движением – выявление дорожных событий, которые могут оказать негативное влияние на безопасность. Видеомониторинг выявляет движение задним ходом, остановку в неположенном месте, выход человека или животного на проезжую часть. Метеостанции осуществляют мониторинг погодных параметров. Детекторы транспорта фиксируют скорость, тип транспортного средства, позиционирование на полосе. Все эти параметры передаются в центральную часть автоматизированной системы управления дорожным движением. Совокупный эффект анализа данных – сокращение ДТП на 50 %.
Участие в пленарной дискуссии приняли генеральный директор концерна «Телематика» Алексей Нащёкин, президент Sitronics Group Николай Пожидаев, технический директор ООО «Яндекс Беспилотные Технологии» Дмитрий Круглов, генеральный директор ООО «ДелоТех» Борис Сопельник, генеральный директор ООО «Синара Алгоритм» Кирилл Колесников.